Интервью с профессором, доктором медицины, ректором аюрведического колледжа Ч. Р. Агнивеш (Индия)

Последняя четверть прошлого века ознаменовалась повышенным интересом россиян к отдельным методам и средствам традиционной или альтер-нативной медицины. Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать потенциал традиционной медицины, в том числе Аюрведы, в системах здравоохранения странчленов ВОЗ. В этой связи возникает вопрос: почему проверенная веками медицинская система Аюрведа с таким трудом пробивает себе дорогу в странах Запада, включая Россию?

 

Полагаю, что основной причиной этого является отсутствие знаний или искаженная информация об Аюрведе, к сожалению, распространяемая в России отдельными «экспертами в области Аюрведы», которые наносят незаслуженный ущерб ее престижу.

 

Существует мнение, что Аюрведа – это исключительно индийская система медицины, и в условиях России применять ее нецелесообразно.

 

Во-первых, с географической точки зрения, положение границ современной Индии значительно отличается от границ древней Индии и многие труды об Аюрведе созданы на территории, которая находится за сегодняшними ее пределами. Аюрведа – это медицинская система, которая была создана и развивалась на индийском субконтиненте. В эти рубежи попадали Бирма, Пакистан и часть Тибета, климатические условия, в которых простираются от летней тропической жары до очень суровых зим. Таким образом, Аюрведа – система не только индийская, она носит объединенный характер. Аюрведическое учение было знакомо мудрецам античной Греции, людям науки других древних государств, и сегодня мы также отмечаем проникновение Аюрве-ды во многие медицинские системы.

 

Во-вторых, Аюрведа очень гибкая наука и вполне соответствует всем потребностям человека. Для Аюрведы не существует территориальных препят-ствий. В некоторые концептуальные положения Аюрведы возможно вносить определенные изме-нения, чтобы они соответствовали склонностям людей в зависимости от места их проживания. К примеру, мы в Индии встаем до восхода солнца, а для вас это совершенно неприемлемо, потому что в вашем регионе летом длинный день. Значит, мы должны приспособиться и, используя гибкость Аюрведы, внести изменения в специфику лечения с учетом географического положения. Рекомендациям Аюрведы не надо следовать буква в букву, это не фанатическая система. Она очень гибка и вполне подходит всем потребностям человека. Она ставит самого человека очень высоко, и человек считается конечной целью ее деятельности. Аюрведа может быть использована абсолютно всеми людьми, но и здесь может возникнуть необходимость изменений с учетом расовой принадлежности и места прожи-вания человека. Кроме этого, проработав в России на рубеже XXI века около четырех лет, я на практи-ке убедился в том, что никаких препятствий на пути Аюрведа-терапии не существует.

 

На фоне искреннего доверия определенной части россиян всякого рода «народным целителям» российские ученые весьма скептически относятся к методам и средствам «традиционной медиц-ны», к числу которой часто относят и Аюрведу.

 

В мире существует много видов народной меди-цины, одни из них официально признаны, другие – нет. Но абсолютно все виды народной медицины имеют существенный недостаток: они существуют только на основе практических знаний, у них нет прочной научной базы. Однако практику можно развивать только на базе научных знаний. В народной же медицине существуют жесткие традиции, и новые знания практически не появляются. С точки зрения практики многие из них чрезвычайно эффективны. Но в случае науки – этого недостаточно. В отличие от народной медицины Аюрведа – не просто практика, она имеет серьезную теоретическую основу. К сожалению, по вине неквалифицированного перевода на русский язык в основополагающем документе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «Стратегия ВОЗ в   области традиционной медицины, 2002-2005 гг.» английское слово «traditional» переведено как «народная», что послужило одной из причин считать традиционную медицину Аюрведу народной медициной, что полностью не соответствует действительности.

 

Рожденная около 5000 лет назад Аюрведа, в силу существовавших тогда обстоятельств, была связана с философией, которая до настоящего времени лежит в основе её фундаментальных принципов. На фоне возрождающегося в России православия и вспышек религиозной нетерпимости «индуистская Аюрведа» может вызывать у некоторой части россиян определенное недоверие.

 

В прошлом, да и в настоящее время, это испытанный пропагандистский приём всякого рода миссионеров, которые через методы «аюрведического лечения» пропагандировали и сегодня пропаганд-руют религию, в том числе новоявленные религии различных сект. В Индии врачи, практикующие Аюрведу, принадлежат к самым различным религиозным конфессиям. Это христиане, которых много в Индии, мусульмане, люди, исповедующие буддизм и ин-дуизм. И это естественно, поскольку физиология и анатомия от религии не зависят! Соответственно, и медицина не должна изменяться в пользу какой-ли-бо религии. Более того, если врач, практикующий Аюрведу, лечит глубоко верующего человека, уве-ренного в том, что болезнь ему ниспослана Богом, он обязан объяснить больному очевидное: кроме болезни Господь дал ему разум, а врачу – лекарства и знания, чтобы эти лекарства использовать как противоядие и победить болезнь. В настоящее время в мире существует много подходов к лечению с духовной точки зрения. Сторонники Аюрведы не против этого, и считают, что при таком подходе в ряде случаев можно получить позитивный результат. Наука имеет определенные ограничения, и нельзя обвинять пациента в желании получить ду-ховную помощь, он и в этом имеет право надеяться на положительный результат. В практике Аюрведы даже есть такое положение: если медикаментозное лечение исчерпало себя и не дало результатов, па-циенту могут порекомендовать обратиться за помо-щью к священнослужителям. Ведь нельзя сказать, что мы абсолютно все знаем о мироздании. В мире существуют необъяснимые наукой чудеса, но все же первейшее предпочтение для Аюрведы – это ме-дицинская логика. Вот когда логика не срабатывает, тогда можно надеяться и на чудеса. Итак, Аюрведа – это светская наука, и она не имеет никакого отно-шения к какой-либо религии.

 

Бесспорно, Аюрведа – древняя наука, которую вполне можно отнести к числу наиболее ярких сокровищниц культурного наследия не только древней Индии, но и человечества в целом. Однако, возможно, это – памятник прошлому, вызывающий восхищение и эстетическое удовольствие, но это мертвая, несовременная наука.

 

Это глубоко ошибочное мнение. Да, очевидно, что Аюрведа – это часть культурного наследия древней Индии, но она является частью «живой», ныне здравствующей культуры, в отличие от ряда «мертвых» культур, например, таких как шумерская и египетская, культура инков и др.

 

Аюрведа – очень древняя система. Очень мно-гие труды по Аюрведе были составлены еще до на-шей эры, но, будучи древней наукой, она продолжает развиваться. Возможно, довольно медленно, но развитие происходит, – и в плане концепций и всего остального. Со временем приходят новые знания из практики. В результате взаимодействия с другими системами также приобретается информация, и, несмотря на древность Аюрведы, ее нельзя расце-нивать как архаичную систему.

 

Так как основным средством Аюрведа-терапии являются лекарства растительного происхожде-ния, то она, по существу, ничем не отличается от широко применяемой в настоящее время в России фитотерапии.

 

Аюрведу нельзя считать исключительно фитотерапией. В ней используется очень многое из окружающего нас мира: растения, вещества животного происхождения, химические вещества и даже металлы. Природные вещества иногда используются в чистом виде, но не всегда предполагается, что нечто, полученное от природы, должно быть исполь-зовано в неизменённом состоянии. В зависимости от необходимости оно может быть подвержено переработке. Специалисты некоторых медицинских систем считают, что все, что дано природой, надо использовать в естественном, нетронутом виде. Последователи Аюрведы считают, что это не так. Рис, который растет на полях, это природное ве-щество, но его надо обработать: отполировать, сва-рить, потом приготовить пищу. И он все равно останется натуральным и естественным. Как правило, в аюрведических лекарственных препаратах исполь-зуются отдельные части растений, либо их экстрак-ты. Иногда составляются формулы из веществ как растительного, так и животного происхождения в зависимости от того, в каком составе это будет оптимально работать. В современных методиках считается, что надо использовать одноединствен-ное лекарство. Очень часто так оно и есть: един-ственное лекарство, прописанное пациенту, может быть эффективно. Аюрведа этого не отрицает, но и не настаиваем на этом, и очень часто средства ком-бинируются, полагая, что единственное лекарство – опасно. Каждое из них имеет свои преимущества и свои недостатки, и это касается как натуральных, так синтетических лекарств. В фармакологическом подходе современной медицины чаще исповедует-ся принцип однонаправленного воздействия, при этом вероятность побочных, вредных явлений уве-личивается. В древние времена люди, практикую-щие различные медицинские системы, при лечении болезни часто пользовались одним препаратом. Аюрведа в далеком прошлом и поныне использует комбинации лекарств – и это очень существенный отличительный принцип.

 

Будем считать, что нам удалось развеять многие заблуждения относительно Аюрведы. Хотелось бы, в общих чертах, получить ответ на вопрос: «Что такое Аюрведа?»

 

Аюрведа – это научная система, методы которой отличаются от привычных методов современ-ной медицины. Не следует думать, что наука может развиваться только в одном направлении. Главное – цель, к которой стремятся ученые, использующие разные пути к ее достижению. Конечная цель на пути Аюрведы совпадает с целями современных медицинских систем – достижение человечеством хорошего здоровья. Знакомство с Аюрведой и ее знаниями поможет представителям других меди-цинских систем найти путь, возможно, более пра-вильный или на какой-то момент единственный, если иные пути заблокированы или ведут в тупик. В тоже время Аюрведа не стремится игнорировать достижения современной медицины, и потому ино-гда бывает полезным одновременное использова-ние разных методик, взаимно дополняющих друг друга. Современная медицина не всесильна и, если возможности общепринятых медицинских методов не дали результата, то следует обратиться к Аюрведе – возможно, она поможет. Положительный ре-зультат не всегда гарантирован, но шанс победить болезнь остается. По научной методологии это ме-тод смены смыслового подхода, образа мысли. Еще раз подчеркиваю: если в одном направлении что-то не получается – следует использовать другой под-ход, думать, что первый – единственно истинный, это неверно. Есть различные методы, и все они в равной степени научны.

 

В настоящее время в Республике Индии Аюрведа широко используется на практике. С момента ее возникновения в течение тысячелетий она не уходила из медицинской практики. Практические и теоретические постулаты, содержание Аюрведы – это те ценности, которые постоянно присутствовали и обогащались. Все новое используются в тех пределах, которые требуются на данный мо-мент. Следует признать, что Аюрведа, в отличие от современной медицины, развивается медленно и не может сравниться, например, с современной хирургией. Быстрые изменения не могут случиться в Аюрведе, так же как и в науке – слишком стремительный прогресс не всегда приводит к положительным результатам. Любые изменения в медицинской науке должны быть проверены вре-менем. В истории современной медицины было много трагических случаев, вызванных излишней поспешностью, и Аюрведа избегает таких случаев. Тем не менее, постепенные изменения в Аюрведе имеют место. Можно говорить и о мудрости сегод-няшнего дня – она тоже существует, и ее результа-ты также должны быть внедрены в древнюю по-лезную науку.

 

Люди исповедуют самые разные философские воззрения, и это не является препятствием перед использованием Аюрведы. И я вам скажу: Аюрведа – это система для тех, кто хочет жить. Если у вас есть желание поскорее умереть, – Аюрведа вам не поможет. Цель Аюрведы – обеспечить вам долгую и здоровую жизнь. Она может быть очень тяжелой, но люди не хотят такой – тяжелой и неприятной жизни, они хотят счастливой жизни не только для себя, но и для других. Может, какой-то человек и живет счастливо, но другие вокруг? Ваша жизнь должна быть бесценной, – и для вас лично, и для окружающих. Жизнь, которая будет счастливой и осчастливит других людей, является целью Аюр-веды. Вот с таким философским подходом надо воспринимать Аюрведу. Если вы отрицаете счаст-ливую жизнь, радости жизни, то Аюрведа – не ваш выбор.

 

 

В Индии существует много философских систем, и Аюрведа приемлет все из них. Все они могут быть в какой-то мере полезны для человеческой жизни. Приверженцы Аюрведы не считают, что какая-то одна философия должна быть избранной, и только ей надо следовать. Мы приемлем все, но одновременно находимся на безопасном рассто-янии от каждой. Всякую философию можно рас-сматривать, как нож на вашей кухне. Она полезна, но вместе с тем опасна. Потому нам приходится соблюдать определенную дистанцию, чтобы одно-временно оставаться в безопасности, и, фактически, Аюрведа располагает своей собственной философией, как и медицина располагает своей.

 

Аюрведа – очень терпимая система, она не противоречит ни одной из других систем, существую-щих в мире. Мы ни с кем не воюем, хотим со всеми взаимодействовать, и все, что у них хорошего, готовы принять. То, что мы видим отрицательного в других системах, – отмечаем и можем об этом гово-рить. Я, являясь приверженцем Аюрведы и преподавая эту науку, могу быть хирургом современной медицины. Это очень открытая система.

 

Как у любой другой системы, у Аюрведы тоже есть свои пределы возможного. Мы не утвержда-ем, что в силах излечить любое заболевание, – это нереально. По теории существуют болезни изле-чимые и неизлечимые. Среди излечимых болезней есть легкоизлечимые и трудноизлечимые. Среди неизлечимых болезней также существуют два типа: некоторые из них можно контролировать, и, таким образом, улучшить качество жизни. Но если кто-то говорит, что излечимо любое заболевание – это не-правда.

 

Аюрведа рассматривает человека как часть це-лого. Мы смотрим на него, как на часть Вселенной. Человек – единое целое с точки зрения физической и психической. Когда пациент приходит с жалоба-ми на боли в животе, мы думаем и о том, что у него в мозгу.

 

Человек может считаться здоровым, пока он на-ходится в состоянии внутреннего равновесия. На равновесие влияют неблагоприятные окружающие условия, собственные неправильные действия, вредные привычки. Потеря этого равновесия, ба-ланса рассматривается Аюрведой как болезнь. Человек, утверждает Аюрведа, способен сам за-щитить себя от болезней или справиться с ними. Следовательно, поддержание своего внутреннего баланса в соответствии с внешними изменениями будет гарантировать здоровье.

 

Аюрведа учит жить в гармонии с природой и обществом. Аюрведическая наука и практика её применения доказала, что при соблюдении опре-деленных правил социального поведения, режима труда, питания и отдыха, поддержания организма с помощью аюрведических лекарственных препа-ратов возможно, не только сохранить здоровье, но укрепить его, обеспечив себе радостную жизнь и долголетие.

 

Беседу вела Е.А. Казакова, кандидат биологических наук, эксперт «Урусвати»

Аюрведическая

российско-индийская

ассоциация

2015 

Москва,
Малый Краснопрудный тупик, дом 2
Тел:  +7  977 421 2843
E-mail:  aria-ayurveda@mail.ru
По вопросам сотрудничества,
консалтинговых услуг, образовательных программ и меропритиям:

Тел.: +7  925 771 14 41

  • YouTube
  • Facebook Social Icon