АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

 

Санкаран Кутти

д.м.н., профессор, декан терапевтического факультета аювердического колледжа

 

 

Аюрведическая система медицины, которая практикуется в Индии на протяжении тысячелетий, располагает методами диагностики и лечения, про-шедшими испытание временем. В основу системы положена теория Панчамахабхута и Тридоша.

 

Смысл ее в том, что и Вселенная, и человеческое тело состоят из пяти базовых элементов, каждый из которых обладает собственными специфически-ми свойствами. В человеческом теле эти элементы образуют три группы: доши, дхату и малы. Доши – это факторы, отвечающие за физиологические, биохимические и психологические функции орга-низма (или же эти функции приписываются их воз-действию), следовательно, от них зависит сохране-ние и разрушение составляющих организма, дхату образуют базовую структуру клетки и выполняют собственные специфические функции. Малы – это те субстанции, которые вырабатываются в организ-ме как побочные продукты химических процессов и подлежат выведению из него, они тоже имеют собственные функции. Дхату и малы в болезнен-ном состоянии носят название душий. Специфи-ческие свойства доши и дхату соответствуют тем же свойствам в бхутах, базовых элементах. Иными словами – махабхуты, базовые элементы, представ-лены в организме в виде дош и дхату. Преоблада-ние в нем свойств определенных элементов создает одни дхату и связанные с ними доши, недостаток этих свойств – другие.

 

ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ

 

Человеческое тело есть продукт пищи и резуль-тат питания, болезнь же есть результат порочного питания. Здоровье и болезнь – две стороны одной монеты. Тело получает свойства махабхутов через диету, образ жизни или режим и через сезонные или климатические условия. Динамическое равно-весие дош, дхату, и мала дает здоровье и хорошее самочувствие, нарушение этого равновесия приво-дит к нездоровью. В состоянии равновесия доши функционируют, дополняя друг друга, и организм сохраняет здоровье. Но доши, подвержены воздей-ствию различных факторов, и в свою очередь, воз-действуют на дхату и малы. Любое нарушение равновесия дошей означает изменение в структурной и функциональной целостности организма, доши весьма чувствительны к нарушениям и поврежде-ниям. В первую очередь на них воздействуют пере-мены в окружающей среде – как внутренней, так и внешней, доши действуют по принципу взаимной дополняемости и в больном организме, иными сло-вами, причинные факторы как здоровья, так и не-здоровья есть все те же доши. Следовательно, мож-но говорить о том, что все заболевания являются результатами нарушения равновесия в организме пяти базовых элементов, махабхутов.

 

БОЛЕЗНЬ

 

Болезнь определяется как состояние, в котором и тело, и ум, испытывают боль и страдание. Ум по-стоянно стремится к освобождению от боли и стра-дания. Болезни поражают тело, так же как и ум, причиной же являются неправильные действия или воздействия, доши могут функционировать в четы-рех различных состояниях:

 

1. В нормальном состоянии или состоянии уравновешенности.

 

2.  В состоянии усиления.

 

3.  В состоянии возбуждения.

 

4.  В состоянии болезни.

 

За исключением первой фазы, все другие рассма-триваются как нарушения нормы. При нарушениях нормы функции дошей изменяются и приобретают характер, который никогда не наблюдается в равно-весном состоянии. Более того, они вызывают появ-ление определенных признаков и симптомов.

У дхату и мала существуют только три состоя-ния:

 

1.  Нормальное состояние.

 

2.  Состояние усиленного функционирования.

 

3. Состояние сниженного функционирования.

 

При нарушении нормы появляются признаки и симптомы усиления или снижения функций. Хотя доши распределены по всему организму, у каждой есть собственное место. Существуют конкретные факторы, вызывающие усиление или снижения действия дошей. За исключением вата, состояние усиления или снижения функций дошей или дхату никогда не вызывает внезапного забо-левания. Состояние усиленного или сниженного функционирования может долго длиться, не переходя в болезненное.

 

ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ БОЛЕЗНИ

 

Усиление деятельности дошей чрезвычайно существенно для развития заболевания, однако к болезни оно приводит только после прохождения пяти стадий:

 

  • САМЧХАЙЯ – стадия накопления. Доши, уси-лившиеся по различным причинам, скапливаются в местах своего расположения, где находятся в за-стойном состоянии. Эта стадия характеризуется по-явлением слабых признаков и симптомов, такими как отвращение к субстанциям, являющимся при-чинными факторами усиления и, напротив, тягой к тому, что обладает свойствами, противоположными усилившейся доше.

 

  • ПРАКОПА – стадия возбуждения. На этой стадии накопившиеся и застойные доши могут возбудиться, то есть придти в состояние, противо-положное застойному. Возбужденные доши меня-ются, переходя в растворенную форму. Факторы, вызывающие изменение, специфичны для каждой отдельной доши. Как правило, это сезонные и кли-матические перемены, потребление определенной пищи и т. д.

 

  • ПРАСАРА – стадия распространения. На этой стадии доши начинают распространяться на сосед-ние части организма. Они выходят за пределы ме-ста своего накопления и через кровоток или другие каналы распространяются по всему телу или зани-мают часть его.

 

  • СТХАНАСАМСРАЙЯ – стадия локализации. На этой стадии доши, распространившиеся на дру-гие части организма, локализуются и вступают во взаимодействия с душия, что приводит к началу конкретного заболевания, затрагивающего структу-ры данной локализации. На этой стадии начинают наблюдаться и первичные симптомы (пурварупы),

 

  • ВЬЯКТИБХАВА – стадия проявления. Это ста-дия полного проявления заболевания, характеризу-емого симптоматологией.

 

МЕТОДЫ ДИГНОСТИКИ

 

Общеизвестно, что диагностирование заболе-вания есть самый важный фактор, поэтому чрез-вычайно существенно конкретное знание методов диагностики. Для постановки правильного диагно-за есть два источника; исследование больного и исследование заболевания. Существуют следующие методы диагностики:

 

1. Первый метод.

 

а) аптопадеша – опора на авторитет; б) практхиякша – восприятие; в) анумана – косвенное доказательство. 2. Второй метод.

 

а) даршана – визуальное наблюдение; б) спаршана – прикосновение; в) прашна – опрос; г) нидана – этиология,

 

д) прагрупа – продромальные симптомы; е) линга – симптомы;

 

ж) упасайя – благотворное применения лекарств и прочих назначений.; з) сампрапти – патогенез.

 

3. Третий метод.

 

а) обследование при помощи пяти органов чувств; б) опрос.

 

Первый метод предполагает тройное толкование заболевания.

 

а) Аптопадеша: авторитетное мнение есть опи-сание заболевания или его характеристика в тек-стах, исходящая от людей умудренных или людей надежных, безусловно обладающих знанием, не за-интересованных в материальной выгоде и свобод-ных от симпатий и антипатий. Данные представ-ленные людьми, обладающими такими качествами, могут рассматриваться как доказательные.

 

Знание, полученное нами из авторитетных ис-точников, может быть квалифицировано как суще-ственный фактор при определении заболевания, этиологии, характерных признаков, то есть, опреде-ления тяжести или легкости течения, локализации (тело/ум), патогенеза, осложнений, сопутствующих заболеваний, их типизации, последствий лечения, противопоказаний и т. д.

 

б) Патьякша (непосредственное наблюдение); знание, непосредственно полученное при помо-щи пяти органов чувств. Осмотр больного должен проводиться исследованием всех чувственных объ-ектов при помощи всех органов чувств, за исклю-чением вкуса. Звуки, издаваемые организмом – ки-шечником, суставами, кашель больного, его голос и прочее следует исследовать ухом. Цвет, форму, размеры, аномальности тела и всего зримого, сле-дует исследовать глазом. Нормальность и аномаль-ность тактильных ощущений исследуется рукой, а вкусовые ощущения исследуются через расспросы, поскольку их непосредственное чувственное восприятие врачом невозможно.

 

в) Анумана – умозрительное заключение, опирающееся на свидетельство. При помощи ануманы выводятся следующие аспекты: нормальность пи-щеварения – через пищеварительную способность, сила больного – через трудоспособность, сила ор-ганов чувств – через восприятие чувственных объ-ектов, ум – через безошибочность восприятия объ-ектов память – через воспоминания и т. д. Чтобы диагностическое исследование было безошибоч-ным, оно должно строиться на совокупности всех трех вышеупомянутых источников знания во всех их аспектах. Решение же, принятое на основании частичного знания источников, не будет правиль-ным или полным. В первую очередь следует обра-щаться к авторитетному мнению, т. е. к тому что написано в текстах, затем к непосредственным вос-приятиям, и наконец, к косвенным свидетельствам. Если в конкретном случае отсутствует авторитет-ное описание заболевания, то врачу достаточно опереться на свои восприятия и на косвенные сви-детельства. Следовательно, для хорошо образо-ванного врача основными источниками являются непосредственные восприятия и косвенные свиде-тельства, прочим же следует опираться на все три источника, включая авторитетные описания.

 

2. Второй метод – наблюдение.

 

а) Даршана – непосредственное визуальное на-блюдение, которое дает возможность установить фазу заболевания и степень его тяжести. В отдель-ных случает способствует также мгновенному диа-гностированию ряда заболеваний. В аюрведе не-посредственное визуальное наблюдение считается важнейшим методом исследования.

 

б) Спаршана – то же, что пальпирование.

 

в) Прашна – опросная методика. Путем опроса можно установить огромное множество факторов, связанных с причиной заболевания. Например, та-ким образом можно установить диетические навы-ки больного, постоянно потребляемые им продук-ты, их сочетание, время приема пищи, количество пищи. Во время опроса не следует упускать из виду жизненно такие важные аспекты, как подавление естественных потребностей, характер физической нагрузки и прочие.

 

Теперь мы переходим к вопросам исследования самого заболевания.

 

г) Нидана – этиологические факторы, которые в целом можно разделить на внутренние – доши, и на внешние – факторы, вызывающие нарушение равновесия дошей. Они, в свою очередь, могут быть разделены на два типа «ниджа и аганту». Ниджа – это диета, образ жизни, подавление и стимулирова-ние естественных потребностей, метрологические, сезонные и экологические изменения и т. д., кото-рые могут привести сначала к нарушению равно-весия дошей, а затем и к заболеванию. В ситуациях, связанных с несчастными случаями, хирургиче-ским вмешательством, отравлениями, ожогами и прочим, когда вначале возникает поражение, а уже потом нарушается равновесие дошей, мы говорим об аганту.

 

д) Прагрупа – непроявленные признаки и симптомы, распознаваемые до полного проявления за-болевания. Они могут быть недостаточно ясными для определения по ним характера вовлечения в развитие заболевания различных дош и душий бо-лезни. Однако, в ряде заболеваний, в опровержение общего правила, они способны помочь установить главенствующую роль одной из дош.

 

е.) Линга (лакшана) – включает в себя симптомы и признаки. Симптомы есть то, что распознается только самим больным, не имея внешних проявле-ний, например, боль, изжога, зуд, ощущение тяже-сти или легкости и т. д. Признаками называется то, что может быть распознано наблюдающим извне. Эти лакшаны, в свою очередь, делятся на два типа:

 

  • обычно наблюдаемые при данном заболевании (специфические для болезни),

 

  • соответствующие преобладанию данной доши (специфические для доши).

 

ж) Упасайя – благотворное применение ле-карств, диеты и образа жизни, которые противопо-ложны причине болезни, противоположны болезни или противоположны тому и другому. Это проце-дура применения лекарств или иных средств со свойствами, противоположными причине болезни, болезни или и тому, и другому, с целью получения положительного результата. Процедура не ограни-чена только лекарствами и диетой. Если принимае-мые меры не приносят облегчения, то это положе-ние дел называется анупасайя и свидетельствует о неправильной постановке диагноза или о наличии латентного заболевания. Владение методами упа-сайя важнее при лечении болезни, нежели при ее диагностировании.

 

з) Сампраптхи – указывает на точный характер заболевания, то есть на основные факторы, вы-звавшие возбуждение дош, на элементы тканей, пораженные возбужденными дошами и, конечно, на пути распространения дош – вверх, вниз, в стороны, локализацию их расположения, симптомы и различные формы их проявления. Сампраптхи. бы-вает пяти типов:

 

  • По численным показателям, то есть по 8 видам повышенной температуры и по 5 видам кашля.

  • По пропорциональным вариациям участвующих в процессе дош, по силе каждой.

 

3.  По преобладанию определенных дош.

 

  • По интенсивности причинных факторов, про-дромальных симптомов и т.д.

 

  • По времени усиления проявлений – дневное или ночное время, лето, зима и т. д.

 

3. Об исследовании при помощи чувственных восприятий и опросов уже говорилось выше. По-мимо вышеописанного тройного метода обсле-дования, существует десятеричный метод, ис-пользуемый в другом контексте. Десять аспектов обследования включают в себя исследование боль-ного и исследование заболевания,

 

а) Пракрутхи – прирожденные характеристики или конституция человека. Люди делится на семь различных групп по специфическим характери-стикам, зависящим от преобладания той или иной доши или дош. Эти врожденные характеристики носят название пракрутхи и формируются в момент зачатия. Семь пракрутхи называются: ватаджа, пит-хаджа, капхаджа, вата питхаджа, питха капхаджа, ватакапхаджа и сама пракрутхи.

 

б) Викрутхи (болезнь) – при исследовании бо-лезни должны приниматься во внимание следую-щие факторы:

 

•  сила факторов, вызвавших возбуждение дош;

 

•  сила возбуждения дош и душий;

 

•  место локализации – джангала, анупа, садхарана;

время года – в которое началась болезнь, в которое она усиливается или ослабевает;

  • сила больного, которая делится на три вида: есте-ственная, обретенная, сезонная;

  • симптоматика – сила или слабость симптома;

  • пракрутхи – конституция больного. 

 

 

Вышеуказанные факторы определяют тяжесть или легкость течения заболевания. Заболевание усиливается, когда причинные факторы и симпто-мы сильны, а прочие пять факторов сохраняют обычное состояние. Болезнь будет протекать в лег-кой форме, если причинные факторы и симптомы обладают умеренной силой, а два или три других аспекта остаются в нормальном состоянии. Даже при наличии одних и тех же этиологических факто-ров, тяжесть протекания болезни меняется в зависимости от силы этих аспектов. Этим объясняется то, что одна и та же болезнь может принимать раз-ные формы у разных людей.

 

в) Сара – это сущность элементов тканей в сво-ем наивысшем качестве. Таких сущностей восемь; ткань кожи (твак сара), ткань крови (ракта сара), ткань мышц (мамса сара), жировая ткань (медо сара), костная ткань (астхи сара), ткань костного мозга (маджджа сара), семенная ткань (шукра сара) и наконец, ум (сатва сара). В классической лите-ратуре детально описаны признаки и симптомы человека в зависимости от его сара. Знание этого аспекта помогает врачу правильно оценивать мен-тальные и физические силы больного. Иметь пред-ставление о них чрезвычайно важно, ибо просто по виду тела невозможно оценить ментальные и физические силы человека. Бывают люди тучные, бывают худые, но худой может в ментальном и фи-зическом отношении оказаться сильнее тучного.

г) Самхананам (плотность) – у людей с плотны-ми или крепкими телами бывают ровно очерченные кости, хорошие суставы, хорошо сформированные мышцы и т. д. Плотно сбитое тело бывает сильным, у людей же более дряблых и сила бывает умерен-ной.

 

д) Прамана (измерение) – люди нормальных размеров тела будут жить долго, ибо они обладают силой, иммунитетом и прочим. Эти качества отсут-ствуют у людей, объемы которых выше или ниже нормы.

 

е) Сатмиям – постоянное употребление опреде-ленных компонентов диеты или соблюдение опре-деленного режима, которые не причиняют вреда организму. Считается, что люди соблюдающие здоровую диету, живут долго. Некоторые постоян-но потребляют нездоровую пищу, что приводит к возникновению заболеваний, которые поддаются излечению изменением диеты. Однако, человек постоянно использующий опий или другую, при-водящую к зависимости субстанцию, не получит положительного результата, если при болезни ему будет назначена та же комбинация мер. Аналогич-ным образом, человек постоянно употребляющий внутрь или накожно коровье или растительное мас-ло, не получит благотворного результата от масло-терапии.

 

ж) Сатвам (манах) – по уму люди делятся на три типа: люди высшего ума (правара сатва), среднего (мадхьяма сатва) и низшего (авара сатва) в зависи-мости от его силы. Люди высшего ума бывают мало подвержены болезням.

 

з) Ахара сактитха (способность к ассимиляции) – наше тело зависит от диеты. Способность к ас-симиляции измеряется количеством принимаемой пищи и силой пищеварения.

 

и) Вьяямасактхитха (способность к физическим нагрузкам) – исследуется через работоспособность.

 

к) Вьястхатха (возрастные характеристики) – возраст есть состояние организма, соответствую-щее протяженности времени.

 

Люди делятся на три группы в зависимости от возраста. Это дети, люди среднего возраста и ста-рики. Детство длится до 16 лет, и эта фаза знаме-нует собой незрелость, непроявленные половые характеристики, хрупкое телосложение, неполную силу и преобладание капха доши. Этот статус со-храняется до 30 лет при постепенном развитии дхату и при нестабильности ума. Средний возраст характеризуется силой, энергией, полнотой физи-ческих и ментальных способностей без распада дхату при преобладании питха дошиэ и длится он до 60 лет. От 60 до 100 лет – возраст старости. В этот период постепенно приходят в упадок способ-ности чувственных органов, силы, энергия, память, речь и т. д. Преобладает в этом периоде вайю.

 

Исходя из вышеназванных десяти пунктов или аспектов, следует оценивать силы тела, ума и забо-леваний.

 

Телесная сила делится на три категории – выс-шую, среднюю и низшую. В соответствии с силой заболевания можно разделить на три категории и уровень душий. Методы лечения и медикаменты могут быть определены в зависимости от силы тела, ума и заболевания.

 

Определяющими факторами при выборе меди-каментов и их дозировки являются уровень доша-копа и сила тела. В противном случае, сильнодей-ствующее лекарство в максимальной дозировке, назначенное больному с небольшой физической и ментальной силой, в результате неправильной оценки врача, приведет к нежелательным послед-ствиям.

 

В этой связи следует принимать во внимание еще один фактор – амам. Пища, принимаемая в разных видах, подвергается биофизическим и био-химическим изменениям разного типа, становясь пригодной для всасывания. Нарушение биохими-ческих и биофизических реакций ведет к непра-вильному разложению, распаду и перевариванию компонентов пищи, результатом чего, в конечном счете, становится возникновение других субстан-ций, которые не всасываются, не выводятся и при-чиняют вред организму. Эти субстанции и носят название амам. Они появляются на каждой стадии метаболической деятельности и являются основ-ной причиной возбуждения дош.

 

Причинами формирования в теле таких субстан-ций считаются переедание, нерегулярность приема пиши, поедание несовместимых пищевых матери-алов, голодание, несварение, употребление в пищу холодных субстанций, отрицательные последствия очищения при помощи рвотных и масел, истонче-ние тканей в результате болезней. По этим причи-нам непереваренная пища проходит через процесс ферментации и появляется амам. Нечистая или за-раженная пища, эмоциональный стресс, потребле-ние сырой пищи, продуктов питания, которые вы-зывают вздутие живота и т.д., раздражают желудок

 

  • вызывают в нем воспалительные реакции. Нако-пление амам приводит к острым и хроническим за-болеваниям. Когда болезни, вызванные дошами, со-четаются с последствиями амам, то это состояние называется самарога. Признаки и симптомы его – блокирование внутренних путей, потеря сил, ощу-щение тяжести, нарушение функций вайю, вялость снижение аппетита, плохое пищеварение и т. д.

 

Накопление и застаивание дош на первой ста-дии, при условии воздействия на это состояние диеты, времени года, образа жизни, медикаментов

 

  • прочего, перестает развиваться. Однако без лече-ния отрицательные явления усиливаются, интен-сифицируются и переходят в следующую стадию. Подобным образом, даже доши в состоянии прако-пы, при отсутствии возбуждающих факторов могут оставаться спокойными в соответствующих кана-лах внутренних путей, а при наличии необходимых условий даже успокаиваться.

 

Эти основные аспекты заболевания чрезвычай-но важны для выбора подходящего лечения.

Аюрведическая

российско-индийская

ассоциация

2015 

Москва,
Малый Краснопрудный тупик, дом 2
Тел:  +7  977 421 2843
E-mail:  aria-ayurveda@mail.ru
По вопросам сотрудничества,
консалтинговых услуг, образовательных программ и меропритиям:

Тел.: +7  925 771 14 41

  • YouTube
  • Facebook Social Icon