АЮРВЕДА – НАУКА О ЖИЗНИ И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

Н. В. К. Вориер

главный редактор издательства «Arya Vaidya Sala»

Общеизвестно, что сегодня путеводными для медицинской практики, для всех врачей, для всех, кто как-то связан со здравоохранением, являются Документы Всемирной Организации Здравоохранения, в которых провозглашается, что для достижения более высокого стандарта здоровья всего населения земного шара необходимо всестороннее сотрудни-чество всех систем медицины и всех, кто их прак-тикует. В наши дни медицина больше не может обслуживать только привилегированные классы общества, следовательно, проблемы здравоохране-ния должны ставиться и решаться в более широкой перспективе. Для этого недостаточно одной лишь официально признанной западной медицинской си-стемы. Сколь бы ни были развиты системы медици-ны, у каждой есть свои ограничения, и современная западная медицина не является исключением. Все прогрессивно мыслящие современные ученые и врачи говорят о том, что нынешняя био-медицина не в состоянии справиться с проблемами современ-ного мира.

 

Великий хирург и лауреат Нобелевской премии Алексис Каррел с своей прославленной книге «Человек — неизвестное» как раз обращает внимание современных медиков на эту проблему. В этой кни-ге он оценивает сложившуюся ситуацию, достиже-ния и провалы современной медицины. Он пишет, что хотя современная медицина в решении ряда проблем добилась беспрецедентных успехов, мно-гие серьезные факторы, появившиеся в наши дни, оказались ей не по силам. Современная медицина чрезвычайно успешно справилась с искоренени-ем инфекционных заболеваний, вызываемых про-стейшими, бактериями и прочим, равно как ряда вирусных болезней. Однако, с другой стороны, при-менение химических препаратов привело к увели-чению болезнетворных факторов. Мы наблюдаем стремительное развитие заболеваний, вызываемых стрессами, психосоматических болезней, диабетов, и прочего, включая и рак. Эти заболевания называ-ют проклятием цивилизации, Причина распростра-нения дегенеративных болезней коренится в ны-нешних условиях жизни, созданных урбанизацией, загрязнении окружающей среды, общем экологиче-ском состоянии и образе жизни миллионов. Отчуж-дение человека от природы и общества составляет базовую причину всех заболеваний такого рода.

 

Алексис Каррел утверждает, что ситуация воз-никла в результате неравномерного развития науки. Современная наука зародилась и расцвела в эпоху, когда появилась промышленность, производящая товары для рынка. Соответственно, развитие полу-чили такие дисциплины как физика и химия, а био-логия и другие дисциплины, связанные с изучением человека, были отодвинуты на второй план. Иными словами, современная наука дала продукцию для роскошной жизни, удобство коммуникаций, сред-ства связи т.д. Однако тот человек, для которого все это предназначалось, как-то выпал из сферы ее внимания. Нерациональное использование рыноч-ных товаров и безразличное отношение к изучению собственно проблем человека, а также к осмысле-нию им своего долга и привели к возникновению нынешней ситуации. Развиваться стала техноло-гическая и чисто аналитическая медицинская на-ука. Человек не рассматривается как интегральное целое ума и тела, в единой реакции на природное окружение и социальные условия. Совершенно за-быт тот факт, что человек шел по пути прогресса, преодолевая неблагоприятные обстоятельства, борясь с нуждой, зачастую сталкиваясь с голодом и разрушительными войнами, что человек выжил, и его здоровье улучшилось в результате повышения выносливости. Подлинное здоровье заключается в способности одолевать неблагоприятные условия. Человек трудом развил свое тело. Но теперь все эти факты прочно забыты.

 

Невозможно освободиться от болезней при по-мощи просто профилактических мер, таких как прививки, вакцинация и т.д., невозможно рассма-тривать химические препараты, как заговоренные пули, убивающие болезни. Здоровье – не товар, ко-торый может приобрести тот, кому оно по карману. Здоровье достижимо только в гармонии с окружа-ющей средой, природной и социальной, к этому и следует нам стремиться при помощи наших гигиенических мер, правильного естественного пита-ния, физических упражнений, соблюдения чисто-ты, своевременного вывоза мусора, и других мер, в соответствии с типом тела индивида, чтобы они помогали ему адаптироваться ко временам года, его возможностям, социальным условиям, расши-рению знания, и множеству иных факторов жизни.

 

Алексис Каррел призывает медиков рассматри-вать человека в его цельности. Многие известные медики Запада, Америки и России давно выступа-ют с этих же позиций. После второй мировой вой-ны, когда многие бывшие колонии обрели свободу, и ученые, и общественность взялись за изучение своих проблем здравоохранения и вскоре пришли к выводу, что ситуацию можно исправить путем разумного использования традиционных систем медицины – в сочетании с методиками медицины современной. Мир уже увидел, что кампании по укреплению здоровья нации, которые проводились в Китае при участии народных масс, нового прави-тельства и с активным привлечением методик всех систем медицины дали замечательные результаты. Проблемы здравоохранения стали фактом массо-вого сознания, и началось разумное использование потенциала всех медицинских систем страны. От этого выигрывает не только уровень здоровья наро-да, но сотрудничество различных систем повышает уровень их эффективности, помогает раскрыть воз-можности традиционной медицины и применить старинные методики в условиях изменившегося мира. Возможно, именно эти соображения и под-вигли медиков из Всемирной Организации Здра-воохранения на принятие Алма-атинской Декла-рации. «Стратегии глобального здоровья 2000», «Стратегия традиционной медицины 2002 – 2005 гг.», «Пекинская декларация 2008» и др..

 

Прошло время, и идея использования традици-онных систем медицины в программах здравоох-ранения завоевала себе множество сторонников, переубедив даже закоренелых скептиков. Отмеча-ется реальное снижение состояния здоровья народа в тех странах, где доминирует современный образ жизни и действует исключительно современная ме-дицина; там же, где традиционная и современная медицина работают рука об руку, можно говорить о повышении уровня здравоохранения. Таким об-разом, сегодня все серьезные медики выступают за принятие традиционной медицины и её распро-странение во всех странах мира. ВОЗ настаивает на проведении национальных кампаний по здоровому образу жизни с изучением потенциала каждой страны. На самом деле, общественность всех стран под-держивает мысль о принятии различных медицин-ских систем. Д-р Чарлз Лесли, бывший секретарь Международной ассоциации изучения традицион-ной азиатской медицины, доказывает, что, по сути, во всех странах люди прибегают к услугам раз-личных медицинских систем, так что практически больше нет единой медицины, а существует до-вольно много вариантов.

 

Д-р Реймонд Обосовин в работе под названием «Новое овладение нашей древней мудростью» пи-шет, что на острове Муори в Канаде, где люди вели вполне современный образ жизни, где существова-ла только западная медицина, в принципе здоровое население, испытало снижение уровня здоровья, в то время как в Перу удалось повысить стандарт здо-ровья населения, благодаря совместным действиям традиционных и современных медиков. Число та-ких примеров можно и умножить, но объем статьи не позволяет сделать это. Итак, ценность исполь-зования традиционной медицины в плановой ме-дицинской работе есть признанный факт. Тради-ционная медицина предлагает обобщенный опыт лечения людей от древности до наших дней. Опыт есть опыт – даже спустя столетия. И как раз опыт прошлого, опыт индивидов и обществ, может про-лить свет на будущее планирование. Ценность опы-та повышается, когда дело касается зафиксирован-ного опыта народа с культурным прошлым, чем и объясняется особое внимание Запада к восточным медицинским системам.

 

Профессор Нидхем в своем труде «Наука и ци-вилизация в Китае» указывает, что именно Восток в прошлом дал Западу всевозможные технические новшества и информацию, и что продолжалось это вплоть до 13 века после рождества Христова.

 

Он так же подчеркивает полезность исследова-ния восточной науки, которая, по его мнению, за-ключает в себе то мировоззрение, к какому Запад сейчас только приближается после трех столетий научного материализма.

 

Слово «аюрведа» переводится как «наука жиз-ни» – это не просто исследование медикаментов, их свойств и способов употребления. Цель аюрведы в улучшении нашего образа жизни, такая его органи-зация, которая не оставляла возможностей для фи-зических или ментальных заболеваний. Человече-ская жизнь есть благословение. Человек способен понять назначение жизни, понять, как он живет, где он живет и сознательно выполнять свою миссию в жизни.

 

Существует три цели жизни: дхарма (добро-детельное поведение), артха (забота об экономи-ческом благосостоянии) и кама (удовлетворение желаний плоти). Достигать их надо так, чтобы ни одна из целей не противоречила другим. Тогда че-ловек получает счастье и свободу духа. Цели жизни можно достичь при условии, что человек живет до-статочно долго, следовательно, долг каждого – про-жить подольше. Однако, долгая и здоровая жизнь дается лишь тому, кто сознательно к ней стремится и прилагает усилия к этому. Жизнь находится в по-стоянном течении. Слово «аю» значит «проходить».

 

Человек воплощает собой всю Вселенную, он сам и есть маленькая вселенная, которая постоянно изменяется, человек проходит через изменяющиеся состояния, меняются времена года, меняется все. Человек считается здоровым, когда пребывает в со-стоянии внутреннего равновесия, а когда равнове-сие нарушается, он заболевает. На человека влияют экологические перемены, естественные и социаль-ные сдвиги. Следовательно, способность челове-ка сохранять внутреннее равновесие в согласии с внутренней и внешней окружающей средой, есть гарантия его здоровья. Аюрведические тексты на-чинаются с наставлений как жить в согласии с при-родой и обществом. Излагается порядок повседнев-ной жизни, который надо соблюдать с поправками на смену времен года и иные перемены. Если мы живем по законам природы и выполняем свой долг в отношении мира, мы сохраняем здоровье. Пита-ние, сон и половая жизнь есть те три столпа, на ко-торых зиждется жизнь, а устранение одного из них есть начало всех болезней.

 

Аюрведа – это шастра, что означает наставле-ние, разъяснение того, что надо делать и чего де-лать не надо. Например, в повседневной жизни нам советуют, для сохранения здоровья, рано вставать. Нам советуют умыться, натереть тело маслом, сде-лать массаж, выполнить упражнения, во время и сбалансировано принимать пищу, принимать тра-вы, которые и очищают организм, и омолаживают его. То есть аюрведа представляет собой функци-ональную, холистическую систему повседневной жизни. Система функциональна потому, что рас-сматривает здоровье и нездоровье их зависимости от уравновешенности или неуравновешенности функций организма, представленных через доши, дхату и малы, которые возбуждаются под воздей-ствием изменений во внутренней и внешней окру-жающей среде, и восстанавливают свое равновесие под воздействием других факторов. Является ли причина заболевания внешней или внутренней, че-ловек заболевает только при нарушении внутренне-го равновесия. Предотвращение заболеваний, укре-пление здоровья и излечение болезней – все это зависит от надежности иммунитета, от внутренней силы или оджас больного. Часто организм может самостоятельно предотвратить заболевание или из-лечить его. Поэтому внимание должно быть сосре-доточено на сохранении внутренней силы, то есть повседневная жизнь человека должна сознательно строиться с обязательным учетом необходимых вариаций при смене времен года или другого рода переменах. Однако, в любом случае доши с течени-ем времени накапливаются, поэтому человек обя-зательно должен делать очистительные процедуры через определенные промежутки времени. Тогда, если ум и тело содержатся в чистоте, вероятность заболевания не бывает значительной, а если же че-ловек все-таки заболевает, то его болезнь легче под-дается лечению. Иными словами, аюрведа придает больше значения телу и уму больного, чем причине заболевания. К тому же, для предотвращения и из-лечения болезни требуются не только лекарства – не менее важна диета и упорядоченный образ жизни.

 

В аюрведическом лечении используются толь-ко естественные препараты, при изготовлении ко-торых прилагаются все усилия, чтобы сохранить природные свойства компонентов и их близость к природе. Лекарство, которое излечивает одну бо-лезнь, но вызывает другую, в аюрведе вообще не считается лекарством. Группы растений, минера-лов и животные продуктов, которые перечислены в аюрведических текстах, испытывались на опыте поколений и отсутствие у них побочных явлений доказано многовековой практикой.

 

В аюрведе большое значение придается мен-тальному фактору и социальным взаимоотношени-ям. Лечение, именуемое расаяна, представляет со-бой сочетание процедур и медикаментов, которые дают эффект омоложения, и целый ряд раститель-ных препаратов и минералов применяются для этой цели после курса очищения организма. Однако, важнейшую роль в расаяне играет также этическое поведение и соблюдение строгих жизненных пра-вил. Иными словами, аюрведическое лечение это холистическая программа.

 

Следует особо остановиться на конкретных пре-имуществах аюрведы, сравнительно с современ-ной медициной. Аюрведа всегда рассматривала человеческий организм как единство ума и тела, и никогда не занималась ими по отдельности. Медикаменты и процедуры, излечивающие физические заболевания, полезны также и для лечения состо-яний ума. Не случайно в аюрведе уделяется такое внимание очищению организма. Очистительные процедуры выводят из организма болезнетворные факторы, что означает, что лечится не только дан-ное заболевание, но предотвращаются и те заболе-вания, которые могли возникнуть в сложившемся состоянии. Средства современной медицины, как правило, не устраняют первопричину заболевания, хотя излечивают болезнь или подавляют ее симпто-мы, нередко медикаментами иммунодепрессивного характера. Этот недостаток современных методов лечения признается многими врачами. Многие также готовы использовать концепции и методики традиционной медицины в современной практике.

 

Аюрведа есть наука, накопившая целую сокровищницу естественных препаратов и методов лечения, выдержавших испытание временем. Аюрведиче-ские предписания по повседневному образу жиз-ни, которые носят название свасхтхавритта, имеют особую ценность, ибо в них подчеркивается обя-занность человека сохранять здоровье. В этом их отличие от медицинских рекомендаций, в которых здоровье выглядит скорее как товар, который мож-но купить за деньги.

 

Здоровье есть то, что человек сам себе обеспе-чивает. Фундаментальные принципы аюрведы, на-уки жизни, основаны на наблюдениях, из которых явствует, что человек может быть здоров лишь при условии его гармонического взаимодействия с при-родой и с обществом.

Аюрведическая

российско-индийская

ассоциация

2015 

Москва,
Малый Краснопрудный тупик, дом 2
Тел:  +7  977 421 2843
E-mail:  aria-ayurveda@mail.ru
По вопросам сотрудничества,
консалтинговых услуг, образовательных программ и меропритиям:

Тел.: +7  925 771 14 41

  • YouTube
  • Facebook Social Icon