ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЮРВЕДЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Аюрведа есть нечто большее, чем просто тра-диционная медицинская практика. В основе аюр-веды лежат твердые научные принципы и методы научного поиска, подсказанные различными фило-софскими школами Индии, В Индии существует ряд философских школ, многие из которых уходят корнями в Веды. Наибольшей известностью поль-зуются шесть школ:

 

1.         Санкхья, основанная Капилой

 

2.         Вайшешика, основанная Канадой

 

3.         Йога, основанная Патанджали

 

4.         Ньяя, основанная Готамой

 

5.         Пурвамиманса, основанная Джаймини

 

6.         Уттарамиманса или веданта, основанная Бадараяной.

 

Существуют также неведические философии, такие как буддизм и джайнизм.

 

Философия аюрведы сформулирована в свете главных философских направлений Индии.

 

Можно проследить связь различных философ-ских школ и фундаментальных принципов аюрве-ды, но невозможно говорить о том, что сама фило-софия аюрведы полностью следует какой-то одной из философских систем. Причина в том, что аюрве-да является практической наукой, а не интеллекту-альной спекуляцией.

 

Для удобства изложения мы можем классифици-ровать аюрведические теории по следующим группам:

 

1.         Теории Вселенной

 

2.         Теории живого организма

 

3.         Фармакологические теории

 

4.         Теории здоровья и нездоровья

 

5.         Теории лечения

 

Мы будем поочередно рассматривать каждую.

 

ТЕОРИИ ВСЕЛЕННОЙ

 

Аюрведа рассматривает Вселенную как макро-косм, а отдельное живое существо – как микро-косм. Утверждается, что микрокосм живого тела состоит из тех же материалов что и Вселенная. В этой связи для аюрведы приобретают значение 

космогонические теории. Связь Человека и Все-ленной делает возможным взаимодействие челове-ка с окружающей средой. Человек растет, живет и превращается в прах в результате этого взаимодей-ствия. Для понимания происходящих с ним пере-мен, нам необходимо изучать Вселенную, и именно здесь становятся важны для нас космогонические теории санкхьи и вайшешики. Согласно Сушрута Самхите, все известные космогонические теории находят себе применение в аюрведе для объяснения различных явлений.

 

Для нас же сейчас особенно важны теории ма-териалов. Вайшешика выделяет семь принципов Вселенной:

 

дравья - все, что способно действовать

гуна - качество или свойство

карма - действие

саманья - общее

вишегиа - особенное

абхава - несуществование

 

Дравья, гуна и карма реально существуют, остальные же относятся к числу интеллектуальных спекуляций.

 

ДРАВЬЯ

 

Существует семь видов дравья:

 

бхуми - земля

джала - вода

агни - огонь

вайю - воздух

акаша - эфир

кала - время

дик - направление

атма - дух/душа

манаc - ум

 

Необходимо отметить, что такие нематериальные категории как время и направления тоже рассматриваются в числе дравья – из-за того, что им приписывается качество и действие.

 

В контексте фармакологии аюрведа использует понятия дравья, гуна и карма, давая им чисто аюрведическое истолкование для практического при-менения.

 

Первые пять из девяти дравья – вода, огонь, воздух и эфир – выделены в группу, которая носит название панчабхута – пять элементов.

 

Теория пяти элементов является одним из краеу-гольных камней аюрведы. Основана она на том, что человек получает знание через пять чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все материалы, которые нам встречаются в каче-стве пищи, лекарств или токсинов, состоят из этих пяти элементов в различных пропорциях. Они воз-действуют на нас в силу того, что наше тело тоже состоит из тех же пяти элементов.

 

ГУНА Дравъям присущи качества или свойства. Согласно аюрведе, насчитывается сорок одна гуна:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРМА

 

Существует пять типов действия или движения:

 

уткшепана - движение вверх

апакшепана - движение вниз

акунджана - сгибание

прасарана - растяжение

гамана - прочие движения, типа круговых

 

САМАНЬЯ

Общее в дравъя, гуна, карма.

 

ВИШЕША

Особенное в дравъя, гуна, карма.

 

САМАВАЙЯ

Связь природных свойств дравъя, гуна, карма.

 

АБХАВА 

Отсутствие любой из категорий

 

 

Всё знание, доступное человеку может быть включено в любую из вышеупомянутых категорий.

 

ТЕОРИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

Для удобства анализа вопроса все живые суще-ства можно рассматривать как состоящие из четана и шарира, но поскольку эти два принципа сильно отличаются друг от друга, для их взаимодействия требуется некая промежуточная зона. Четана состоит из атмана и манаса. Манас соединяет атман с телом. Зона соединения манаса с телом называется индрия.

 

АТМАН – МАНАС – ИНДРИЯ – ШАРИРА

 

Этот союз и есть жизнь. Жизнь прекращается при нарушении союза.

 

С точки зрения философии санкхья живое тело можно считать конгломератом из 24 принципов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно, Чарака Самхита рассматривает человека в качестве конгломерата из 24 принципов. Напротив, Сушрута считает человека природным сочетанием пяти элементов и четаны. В аюрведе приняты обе классификации.

 

С терапевтической точки зрения аюрведа под-ходит к живому организму как соединению дош,

дхату и мала.

 

Доши являются наиболее живыми принципами. Их три: вата, питта и капха; взятые вместе они носят название тридоша.

 

Дхату – принципы, живые только наполовину, действующие под влиянием дош. По числу их семь:

 

paca -питающий

ракта - оживляющий

мамса - покрывающий

медас - наполняющий

астхи - поддерживающий

маджджа - смазывающий и связывающий

шукла - воспроизводящий

 

Их корреляция с современной терминологией может привести к принципиальным заблуждениям, поэтому в данной статье этот вопрос не затрагивается.

 

Мала – это шлаки, однако в живом организме у них есть свои функции. Есть три основные малы:

 

пуриша - отходы пищеварения

мутра - моча, отходы обмена веществ

сведа - пот, отходы обмена веществ

 

 

В живом организме содержится большое количество мала.

 

Помимо этих трех первичных ингредиентов, су-ществует еще один важный принцип, называемый оджас и отвечающий за жизнь, силу и иммунитет.

 

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Фармакологическое воздействие веществ объ-ясняется на основе таких понятий, как раса, гуна, вирья, випака и прабха.

 

РАСА

Вкус вещества (раса) указывает на его действие. Существует шесть вкусов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЯЗЬ РАСА И ТРИДОША

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНУРАСА – это привкус, смутно ощущаемый наряду с основным вкусом.

 

ГУНА

20 физикохимических свойств:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные свойства воздействуют на тридоши, по-скольку у них тоже есть гуны.

 

ГУНЫ ТРИДОШИ

 

Вата – сухая, легкая, холодная, шершавая и подвижная.

 

Питта – влажная, острая, горячая, легкая, теку-чая, дурно пахнущая.

 

Капха – влажная, холодная, тяжелая, вялая, глад-кая, стабильная и липкая.

 

Вещества со сходными свойствами вызывают повышение других веществ, с отличными свой-ствами – снижение. Таким образом, пища и лекар-ство воздействуют на тридоши, дхату и малы.

 

ВИРЬЯ

 

Это сила веществ, и на этот счет существуют различные теории. Наиболее распространенной яв-ляется теория двух вирья: горячей и холодной, кото-рые приравниваются к солнцу и к луне.

 

ВИПАКА

 

После переваривания вещества обнаруживают новые свойства – это явление и есть випака. Этот аспект принимается во внимание при оценке при-роды веществ. Как правило:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАБХАВА

 

Существует ряд веществ, которые обладают особыми силами, которые невозможно соотнести с другими свойствами этого же вещества. Эти осо-бые качества и называются прабхава.

 

Например, лакрица и виноград одинаковы по

 

свойствам, но виноград имеет слабительное свой-ство – это и есть прабхава винограда.

 

КАРМА

 

Фармакологическое действие вещества называ-ется его кармой.

 

Например: слабительное седативное

 

Ряд веществ не подчиняются фармакологиче-ским правилам аюрведы. Считается, что причиной этого является особая конфигурация пяти базовых элементов в них.

Например: и пшеница, и ячмень являются тя-желыми и сладкими, но пшеница снижает вату, а ячмень повышает ее. Причина в необычной конфи-гурации элементов в ячмене.

 

На самом деле, в эту группу веществ входит це-лый ряд медикаментов и пищевых продуктов.

 

Исходя из своей основы, болезни классифици-руются на преимущественно психические и пре-имущественно соматические. Это классификация предназначена для удобства исследования.

 

В аюрведе есть свои психологические теории, основанные на концепции тригуны. В соответ-ствии с тремя главными гунами: сатва, раджас и тамас, которые оказывают воздействие на ум, ибо составляют ум:

 

сатва – знание, любовь.

 

раджас – ярость, гневливость, действие, боль.

 

тамас – невежество, горе, инертность.

 

Раджас и тамас часто бывают причинами пси-хических расстройств, начиная от чрезмерной при-вязанности, жадности, страхов, и кончая серьезны-ми психическими болезнями. Индивиды делятся на типы личности в соответствии с их гунами.

 

 

Ч. Р. Агнивеш

профессор, доктор медицины, ректор аюрведического колледжа

ТЕОРИИ ЛЕЧЕНИЯ

 

 

ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

 

Гармония тридоши означает здоровье, а дисгар-мония есть болезнь.

 

На протяжении всей жизни человека тридоша сохраняет динамическое равновесие, хотя и испы-тывает на себе суточные и сезонные изменения. Сказывается на ней также питание и возраст че-ловека. Тем не менее, система способна сохранять гармонию в рамках того типа, к которому относит-ся индивид.

 

Аюрведа признает деление людей на различные типы:

 

•  по дошам

 

•  по дхату

 

•  по конфигурации элементов

 

•  по сатва – ментальному типу

 

•  по возрасту и т.д.

 

Тип индивида обязательно принимается во вни-мание при диагностировании заболевания и при лечении.

 

Причины заболеваний могут классифицировать-ся следующим образом:

 

•  ошибки в принятых решениях, памяти и воле;

 

•  нездоровое время и предшествующие поступки;

 

  • нездоровое соединение с чувственными объек-тами.

 

 

Основные положения 1. Не все болезни излечимы.

 

БОЛЕЗНЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Диагностика до лечения.

 

При диагностике (и лечении) должны учиты-ваться следующие факторы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также должен быть оценен прогноз.

 

3. Шестнадцать элементов хорошего лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При недостаточности какого-то из элементов, недостаточным будет и лечение.

 

4. Выбор типа лечения.

 

Существует ряд типов лечения, которые класси-фицируются по различным признакам. Необходимо выбирать оптимальный.

 

Выбор соответствующих медикаментов с уче-том следующих факторов:

 

Источник – материал, из которого изготовлен препарат.

 

Свойства препарата. Специфическое действие препарата. Место, откуда получен препарат. Время сбора лекарственных трав. Способ сбора.

 

Способ хранения лекарства. Дозировка.

 

Способ употребления. Показания.

 

Является ли лекарство элиминативным или ал-левиативным.

 

Знание аналогичных лекарств и их взаимодей-ствия.

 

 

5. Время лечения.

 

ЛЕКАРСТВО

По часам – По состоянию

 

Например: в 6 часов, при кашле.

 

Натощак

До еды

Между приемами пищи

После еды

Между блюдами

С каждым блюдом

Часто (без пищи)

В пище

До и после еды

Перед сном.

 

6. Врач должен соблюдать врачебную этику.

 

Кроме теории тридоша, существует ряд других теорий, которые заслуживают внимания. Одна из них это теория ама. Ама представляет собой про-дукты неправильного пищеварения и обмена ве-ществ, и при лечении желательно принимать во внимание этот фактор.

 

В краткой статье практически невозможно поме-стить больше информации. Если мне удалось вы-звать ваше любопытство и показать вам, что аюрве-да – это наука в полном смысле этого слова, и что она обладает собственным методом, основанным на прямом восприятии и косвенных доказательствах, то я считаю, что в целом справился с моей задачей.

Аюрведическая

российско-индийская

ассоциация

2015 

Москва,
Малый Краснопрудный тупик, дом 2
Тел:  +7  977 421 2843
E-mail:  aria-ayurveda@mail.ru
По вопросам сотрудничества,
консалтинговых услуг, образовательных программ и меропритиям:

Тел.: +7  925 771 14 41

  • YouTube
  • Facebook Social Icon